• A1.jpg
  • A2.jpg
  • A4.jpg
  • qhq.jpg

Интервью: Школьный психолог отвечает на вопросы

Категория: консультирует специалист Опубликовано: 29.04.2017

Начался новый учебный год, а вместе с ним добавились новые хлопоты и заботы как родителям, так и их детям. Многие забывают, что помочь справиться с возможными проблемами в школе и предотвратить их последствия, можно обратившись к психологу. О работе школьного психолога сегодня нам рассказывает руководитель муниципального методического объединения педагогов-психологов Вера Васильевна Спесивцева.

– С какого времени вы являетесь руководителем методобъединения? Какой у вас стаж как педагога-психолога?

– Мой стаж работы школьным психологом  составляет более десяти лет, в качестве руководителя – почти два года. Окончила Барнаульский педагогический государственный университет, по специальности – практический психолог. Сразу после обучения начала свою профессиональную деятельность в качестве воспитателя в школе-интернате, затем были другие школы. В школе № 15 работаю школьным психологом уже девять  лет.

– В чем заключается специфика вашей профессии?

– В обеспечении успешной социализации учащихся, сохранения и укрепления здоровья, защиты прав детей и подростков, предупреждения отклонений в их развитии и поведении и многое другое. Основными направлениями деятельности являются – психолого-педагогическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактика и просвещение родителей, педагогов и учащихся, а также методическая работа.

– Какие первостепенные задачи вы ставите перед собой?

– В первую очередь это изучение личности учащихся и ученических коллективов, пропаганда среди учащихся, педагогов и родителей здорового образа жизни, преодоление трудностей в обучении. Также это своевременное выявление детей и подростков, оказавшихся в социально опасном положении, в трудной жизненной ситуации, ранняя профилактика отклонений в развитии, поведении и так далее.

– В чем заключается ваша работа как руководителя методобъединения?

– Организую встречи с педагогами-психологами школ города четыре раза в год, где обсуждаем глобальные проблемы, возникающие в школе с детьми. На первом заседании мы уже составили план на новый учебный год, обсудили вопросы адаптации детей с  ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), которые должны обучаться в школе. В школу пришли дети, которые не могли обучаться там по состоянию здоровья. Сегодня у каждого педагога должно быть определенное образование для возможности работы с этими детьми.

– А как быть педагогам, у которых нет такого образования?

– Необходимо пройти курсы повышения квалификации. Все педагоги-психологи нашего муниципалитета прошли или будут проходить такие курсы.

– В чем различия психолого-педагогического подхода к детям разных возрастов?

– На разных этапах обучения существуют свои особенности психолого-педагогического сопровождения. Приоритетными направлениями сопровождения в начальной школе являются определение готовности к обучению в школе, содействие адаптации, формированию эмоционально позитивного отношения к школе, развитие самостоятельности и самоорганизации, развитие творческих способностей. В средней школе – психологическое обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы; поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития,  помощь в решении проблем социализации; содействие в формировании благоприятной атмосферы в детских и педагогическом коллективах и другие. В старших классах школы специфика психолого-педагогической деятельности заключается в оказании помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении; поддержке при сдаче государственной итоговой аттестации.

– Вы занимаетесь профориентацией?

– Да. Профориентация начинается у детей с первого класса. На классных часах классные руководители проводят различные мероприятия по данной теме. Я провожу тестирование с учащимися восьмого класса, а  уже более углубленно – с девятого, когда дети стоят перед выбором – остаться учиться в 10-11 классе или поступить в какое-либо учебное заведение. С учащимися десятых классов провожу тестирование – с теми, кто не определился, смотрим, какие образовательные учреждения подходят к выбранной деятельности. Стоит добавить, что в течение всего учебного года к нам в школу приходят педагоги с разных учебных заведений и оставляют рекламные проспекты своих заведений.

– Какие мероприятия проводятся с детьми непосредственно на практике?

– Сюда относятся различные тесты, беседы, анкетирование. Например, сейчас придут в школу первоклассники – психолог должен познакомиться с каждым ребенком индивидуально. Родители могут присутствовать при этом. В ходе беседы ребенок выполняет мои задания, отвечает на вопросы. Затем смотрю итог беседы – насколько ребенок готов к школе. Даю родителям рекомендации – как помочь ребенку подготовится к школе, или если готов – как развивать его способности и навыки.

– Какую работу вы ведете с учениками выпускных классов, которые боятся ГИА, ЕГЭ, экзаменов?

– Также составляется план работы – провожу тестирование на выявление уровня тревожности, групповые занятия, индивидуальные консультации для тех, кто в этом нуждается. Задача педагога-психолога - снять тревожность, повысить самооценку ребенку, сделать все, чтобы страхи ушли. На сайте нашей школы есть советы как родителям,  так и учащимся. На родительских собраниях я раздаю памятки: как родителям помочь своим детям.

– Вера Васильевна, уделяете ли вы больше времени «проблемным» детям?

– В нашей школе более 900 учащихся – охватить нужно всех. И, конечно, обязательно работаю с детьми из категории семей, которые находятся под опекой, состоят на разных видах учетов, находятся в трудной жизненной ситуации. Тесно сотрудничаем с фельдшером школы, врачом-наркологом, с социальным педагогом, а уже через него - с территориальным центром социальной помощи семье и детям города Славгорода, с комиссией по делам несовершеннолетних, с управлением социальной защиты населения.

– Как дети воспринимают школьного психолога? Они обращаются к вам со своими проблемами?

– Дети обращаются крайне редко – считают психолога психиатром. Я объясняю учащимся, что психиатр – это врач с медицинским образованием, который уже конкретно лечит медикаментозно какие-либо отклонения от нормы. Психолог – человек с психолого-педагогическим образованием, который сопровождает детей в их школьной жизни, помогает детям решать какие-либо споры, конфликты и т.д.

– Есть гарантия, что содержание беседы с ребенком останется втайне?

– Конечно. Все консультации, кто бы ни пришел, держатся в секрете – это этика психолога. Ребята могут обратиться с разными вопросами – как преодолеть сложности в общении со сверстниками, рассказать о конфликте с учителями и родителями, спросить, как развивать те или иные личностные качества, как успокоиться на экзамене, как сдерживать свое раздражение и гнев и другими – все останется в стенах кабинета.

– Приходится ли вам, как педагогу-психологу, слышать слова благодарности в свой адрес?

– Иногда родители говорят: «Спасибо, вы нам очень помогли». Радует, когда понимаю, что психологическая помощь дала результат.

– Начался новый учебный год, что можете посоветовать родителям учащихся?

– Период привыкания после трехмесячного отдыха к учебному режиму многим школьникам дается сложно. Длится он не несколько дней, как думают некоторые родители, а где-то месяц-полтора. Потому первое – следить за тем,  чтобы ребенок привыкал пораньше ложиться спать. Свести к минимуму просмотр телевизора и компьютерные игры, чтобы дети настраивались на положительные эмоции, больше думали об учебе. Желаю родителям терпения, более  внимательно относиться  к своим детям, вовремя приходить к ним на помощь,  детям желаю здоровья, а педагогов поздравляю с новым учебным годом!

Интервью провела

Валентина СИДОРЕНКО

Фото автора


© Славгородские вести  2019 год.

При использовании информации гиперссылка на Официальный сайт "Славгородские вести" обязательна.
Редакция может публиковать статьи в порядке обсуждения, не разделяя точку зрения автора. За точность приведенных фактов, цитат, экономических и статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений несут полную ответственность авторы опубликованных материалов. Фотографии, не отмеченные особым образом, взяты из свободных источников и не являются собственностью редакции.