• A1.jpg
  • A4.jpg
  • larisa.jpg
  • sozseti1.jpg

Славгородцам на заметку: когда нужно вести ребенка к логопеду

Категория: общество Опубликовано: 28.08.2019

В последние годы резко возросло количество детей с задержкой речевого развития. Родителям надо знать, что работа по развитию речи должна проводиться особенно серьезно и настойчиво в первые три года жизни: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

С чего начинать работу, об этом я и хочу поговорить. Родителей новорожденного удивляет рекомендация невропатолога или педиатра посетить кабинет логопеда. Новорожденного к логопеду? Да. Так как любое неврологическое отклонение сочетается с задержкой доречевого развития и, как следствие, отставанием в нервно-психическом развитии.

В последние десятилетия все шире внедряется в практику диагностика для проведения лечения и коррекционно-воспитательной работы уже с месячного возраста.

Речь особенно интенсивно развивается впервые годы жизни и служит показателем интеллектуального развития ребенка. Она и наиболее ранима. Различные неблагоприятные воздействия внутриутробного периода, родовая травма, асфиксия, тяжелые болезни первых лет жизни, а также понижение слуха и зрения могут привести к нарушению нормального становления речи: замедлить, исказить или приостановить развитие на какое-то время.

Большое значение имеет доречевой период, который длится с рождения до 10 месяцев, то есть до появления первых слов. Своевременное выявление патологии и помощь позволяют уменьшить, а в некоторых случаях и исключить речевые дефекты. Дети с задержкой доречевого развития не реагируют на зрительные и слуховые раздражители, у них отмечена слабость сосания, ограничена подвижность языка или его напряженность, отвисание нижней челюсти, нет полного смыкания губ, кончик языка лежит на нижней губе, мимика вялая, голос слабый, немодулированный и другие признаки. Эти отклонения отражаются и на процессе вскармливания: ребенок поперхивается, молоко подтекает из углов губ, что многие мамы, заблуждаясь, объясняют изобилием молока.

Для нормализации процесса кормления делаются специальные дыхательные упражнения, логопедический массаж лицевой мускулатуры и артикуляционного аппарата (губ, языка).

Большое значение имеет положение кистей рук, пальцев. Если большой пальчик приведен к ладони и зажат в кулачке, это задерживает нормальное развитие функции рук и приводит к задержке речевого развития. До трехмесячного возраста надо нормализовать положение кисти и пальцев. Для этого необходим массаж, а в некоторых случаях накладываются лангеты.

Здоровый ребенок познает окружающий мир посредством данных ему природой анализаторов. Уже на 3-4 месяце старается схватить любой предмет и, кроме ощупывания, потрогать его губами и языком. У него возникают первые ощущения и представления о фактуре, форме, температуре, вкусе различных предметов, а дети с задержкой развития получают ничтожную долю информации. Коррекция психического и доречевого развития с момента рождения позволяет во многом скомпенсировать нарушение функции.

С. ШАПОВАЛОВА,

логопед детской поликлиники ЦРБ.


СМОТРЕТЬ ЕЩЕ НОВОСТИ - <<ЖМЕМ СЮДА>>


© Славгородские вести  2019 год.

При использовании информации гиперссылка на Официальный сайт "Славгородские вести" обязательна.
Редакция может публиковать статьи в порядке обсуждения, не разделяя точку зрения автора. За точность приведенных фактов, цитат, экономических и статистических данных, собственных имен, географических названий и прочих сведений несут полную ответственность авторы опубликованных материалов. Фотографии, не отмеченные особым образом, взяты из свободных источников и не являются собственностью редакции.