Врач-психиатр Славгородской ЦРБ рассказал, как справиться с возрастными кризисами, депрессиями и стрессами
Дело молодое!
- На протяжении жизни любой человек переживает несколько кризисных периодов обусловленных возрастом, - отмечает врач-психиатр Славгородской ЦРБ Родион Викторович Гутяр. - Первый из наиболее заметных - подростковый кризис
. Многие родители, воспитывающие детей от 10 до 15 лет, сталкиваются с этим явлением в своих семьях, которое называют еще «переходным возрастом». В молодом растущем организме начинается гормональная перестройка, наступает период формирования и индивидуализации личности. У подростка меняются интересы, появляются бунтарские настроения, формируются радикальные взгляды. В этот период ребенок перестает подчиняться, он уверен в правоте исключительно своего мнения и знания жизни, ему хочется чего-то нового и он зачастую пускается во всевозможные эксперименты, причем не всегда положительные.
Многие исследователи утверждают, что это кризис усугубляет большая информированность молодежи. С появлением интернета любая информация находится в открытом доступе и подается как «истина последней инстанции», а молодой «несозревший» мозг ребенка не может еще справиться с таким информационным потоком и выделить из него нужное и ненужное.
В такой ситуации родителям Родион Викторович дает классический совет: «Надо больше общаться со своим ребенком, знать, чем он увлекается, что его волнует. Однако универсального совета, который может помочь всем, никто дать не может. Можно прочитать сотни «рецептов», и ни один не подойдет в данном конкретном случае. Если самостоятельно справиться не получается, лучше обратиться к психологу. Он, вникнув в конкретную ситуацию, даст действенный совет, с учетом индивидуальных особенностей данной семьи и данного ребенка. В этом случае родители также должны понимать, что работа будет проводиться не только с ребенком, но и с ними, и быть готовыми, возможно, признавать и исправлять свои ошибки».
«Все мы родом из детства»
«Сегодня многие ученые отмечают возрастающий психический инфантилизм общества, и как одно из его проявлений неспособность молодых людей, достигших уже периода юности, брать на себя ответственность, отсутствие у них самостоятельности», - говорит Р. В. Гутяр. Здесь корни проблемы, по его мнению, уходят глубоко в детство и определяются изменившимся образом жизни современного общества в нашей стране.
Многие родители вынуждены львиную долю своего времени посвящать работе, чтобы обеспечить свою семью и ребенка всем необходимым. Все меньше времени у них остается для того, чтобы общаться со своими детьми. Есть и такие, кто самоустраняется от процесса воспитания своих «чад» и перекладывают эту обязанность на откуп государственных образовательных учреждений. Сначала детского сада, а затем школы. Они искренне считают, что их задача заключается в том, чтобы накормить и одеть ребенка, и в будущем ждут от своих детей за это благодарности.
«Однако все мы реагируем на эмоции. А в современных семьях все больше проявляется эмоциональный дефицит, не достаточно развивается эмоциональная привязанность. В таком случае впоследствии у подростков складывается потребительское отношение, родители воспринимаются им как источник материальных благ, и последние вынуждены до пенсии работать, чтобы купить своим детям, а потом и внукам квартиры, машины или обеспечить им другие материальные блага», - продолжает наш собеседник.
Другой развитие событий, как раз обратное, это - чрезмерное акцентирование внимания родителей на учебе и творческом развитии детей, минимизирование их домашних обязанностей и жизненного опыта. «Со всех сторон, в том числе и на законодательном уровне, наших детей ограждают от всех возможных и невозможных опасностей, так что у современных детей нет никаких шансов выработать навыки самоорганизации или самообеспечения. Они всегда и везде должны находиться под чьим-то присмотром», - говорит Родион Викторович. «Что мы хотим потом от наших детей, когда наступает пора выходить во взрослую жизнь? Еще 150 лет назад 22-23-летние молодые люди, если взять дворянское сословие, считались взрослыми. Они занимались делами, участвовали в дуэлях, управляли поместьем. А сегодня, чрезмерно опекая ребенка, мы не даем полноценно зреть личности».
Седина - в бороду, бес - в ребро
Оставляя позади детство и юность, мы в нашей в беседе переходим к так называемому «кризису среднего возраста». «Какие опасности таит в себе кризис среднего возраста и как пережить его без серьезных потерь?» - обращаюсь я с вопросами к Родиону Викторовичу. «Считается, что ему больше подвержены мужчины, и это отчасти справедливо, по крайней мере, с точки зрения заметности для окружающих», - рассказывает Р. В. Гутяр. Женщина, по его мнению, если она успешна в семье, более спокойно относиться к процессу старения, и, так уж сложилось исторически, как бы феминистические она себя ни позиционировала, все же остается до сих пор более домашней.
Наиболее заметное изменение эмоционального состояния у женщин обычно наблюдается в более позднем возрасте, чем у мужчин, и чаще всего связано с климактерическим периодом, когда в организме женщины происходит изменение гормонального фона. И если в ее жизни в это время не все благополучно, она может предпринять радикальные эксперименты. Самый простой путь - изменить внешность. И вот она уже меняет прическу, стиль одежды и макияж, а другие делают татуировки и пирсинг или даже косметологические операции.
Мужчина, в возрасте от 35 до 45 лет, как раз, когда у него уже достаточно сформирована жизнь, есть семья, уже подросли дети, достигнуты определенные вершины в карьере, может начать вести себя «отчаянно». Специалисты отмечают, что кризис среднего возраста в чем-то перекликается с подростковым кризисом. Мужчины также может начать менять гардероб, внешность и модели поведения, или даже заводить романы на стороне, чтобы подчеркнуть, что он еще на многое способен. Он чувствует, что хочет многое поменять, но при этом до конца не понимает, что именно, и иногда поддается искушению разрушить все до основания. Спусковым крючком для такого развития ситуации может быть как внутренний конфликт, так и проблемы, связанные с работой, отношениями, здоровьем.
Некоторые специалисты связывают кризис среднего возраста у мужчин с чем-то нереализованным в юности. Он переживает тоже самое, что недопережил и недоделал в юности, но уже в новом социальном статусе. В зрелости у него уже есть для этого больше финансовых или других возможностей. Если в семье есть сложности, то мужчина начинает задумываться, что у него еще достаточно жизненных сил, чтобы начать все сначала. А порой в семье может быть все хорошо, но от этого мужчине становится скучно, и тогда он может отправиться на поиски новых ощущений и переживаний. Кризис у мужчины может проходить и без попыток устроить свою личную жизнь по-новому. Это могут быть также попытки избавиться от любого рода ответственности, переходы с места работы, изменения образа жизни, переживания и депрессии. На этом фоне часто распадаются браки.
Уметь разговаривать и слышать
На мой вопрос «Что же делать?», Р. В. Гутяр отвечает так: «На самом деле, не всегда нужны активные действия. Иногда понимающее и участливое присутствие другого человека может очень многое помочь пережить. Чтобы решить проблему, надо учиться разговаривать и слышать свою вторую половинку, пытаться доносить друг до друга свои проблемы и переживания и корректировать отношения с обеих сторон. Другой совет, возможно, следует предпринять попытки разнообразить свою жизнь, найти новое семейное занятие, ведь рутина утомляет любого человека. Ну а если никакие методы не действую, не стоит опасаться обратиться к психотерапевту. Когда у людей не получается договориться, специалист может выступить независимым, эмоционально незаинтересованным лицом, своего рода третейским судьей, который может указать на болевые точки в отношениях и дать пищу для размышления, рекомендовать, как наладить отношения и как избежать конфликтов, что в конечном итоге, может способствовать сохранению семьи».
О депрессиях и стрессах
Повышение темпа и стрессогенности жизни, социальная нестабильность, трудные экономические условия приводят, как отмечают специалисты, к росту депрессий в современной цивилизации, в том числе и в нашей стране. Одни исследователи считают, что в современном обществе культивируется целый ряд ценностей, обрекающих человека на постоянное недовольство собой - культ физического и личностного совершенства, силы и личного благополучия. Это заставляет людей тяжело переживать и скрывать свои проблемы и неудачи, лишает их эмоциональной поддержки и обрекает на одиночество. Другие говорят, что депрессия - это «модная» болезнь ленивых людей, не желающих действовать и ищущих оправданий своей пассивности.
«Если говорить о депрессии, здесь следует различать клиническую депрессию, когда человек заторможен, неактивен, имеет стойкое снижение настроения, которое носит длительный характер», - поясняет Родион Викторович Гутяр. - «Эти процессы проходят на уровне биохимии мозга. Такая болезнь может развиться без каких-то видимых причин или особых стрессов, и это дело большой психиатрии, требующее медицинского вмешательства, а порой и стационарного лечения».
Кроме этого, как отмечает врач, существуют депрессивные состояния или ситуативные расстройства, такие например, как реакция острого горя, или реакция на резкое изменение жизненных обстоятельств или хронический стресс. Это естественные реакции организма. «Если человека ударить, ему будет больно. Если его обидеть, он обидится, поэтому, когда у человека в жизни происходит что-то неприятное, он, естественно реагирует», - продолжает Родион Викторович. - «В медицине существует такое понятие как стрессоустойчивость, то есть способность психики человека противостоять разного рода стрессам. Кто-то в зависимости от особенностей нервной системы и интеллектуального развития переносит трудности легче, кто-то тяжелее, а кто-то не переносит вообще. Так, одни люди сами находят пути выхода из депрессивного состояния, а другим может помочь специалист».
Вызов и преодоление
Одной их причин возрастающего количества депрессивных расстройств и снижения стрессоустойчивости Родион Викторович Гутяр считает понижение физической активности людей.
Вот что об этом говори он сам: «Человек от природы должен жить в постоянном движении, как делали наши предки, когда вся их жизнь была подчинена добыванию еды и выживанию в мире хищников. Затем с развитием цивилизации наши предки по несколько часов работали в поле, топили печь, ходили по воду. Сейчас, когда максимум, что нужно сделать за день, сесть в автомобиль, а дома, нажать правильную кнопку и открыть кран с водой, люди перестали двигаться».
А физические нагрузки, во-первых, дают возможность нашему мозгу отдохнуть от высшей нервной деятельности, а, во-вторых, помогают выработке гормонов, влияющих на работу всего организма, в том числе и нервной системы.
«А можно ли тренировать стрессоустойчивость?», - снова спрашиваю я собеседника. «Посоветую вспомнить, как это ни банально звучит, пословицу «В здоровом теле – здоровый дух». Если мы даем телу физические стрессы, то оно как следствие становиться более устойчивым к эмоциональным. Закаливание, контрастные души, баня, физические упражнение, выбирайте, что Вам больше по душе.
Кроме того человек, готовя свое тело к стрессам, дает себе волевую установку, он сознательно заставляет себя делать что-то, что приносит ему дискомфорт, так формируется тренирующий режим, в том числе и для его мозга и психики. Ведь если человек может сознательно принять дискомфорт от самого себя, то он становится более подготовленным к негативным внешним воздействиям. Если кому-то не нравится спорт, попытайтесь бросать себе другие вызовы, например, приобрести новый навык, допустим, заняться рукоделием или чем-то еще. Жизнь должна быть многогранна и разнообразна, тогда ее краски не потеряют своей яркости».
Светлана ДЕМКИНА.