Славгородцы должны знать: как правильно разговаривать с навязчивыми телефонными рекламщиками
Последнее время все чаще раздаются на мобильные телефоны звонки от неизвестных абонентов, предлагающих приобрести товары по колоссальным скидкам, сыграть на бирже, выгодно вложить свои сбережения и прочие способы, способные осчастливить именно нас. Как правило такие звонки застают врасплох, и в силу своей воспитанности многие абоненты молча выслушивают ненужные для себя подробности, от ненужных торгашей "дутого счастья". А ведь такие "дозвонщики" наглым образом плюют на законы и умело играют на нашем воспитании. Сегодня мы расскажем вам как правильно выстраивать с ними диалог и какие статьи закона они нарушают.
Когда рекламные звонки законны, а когда - незаконны
Рекламные звонки на ваш телефон (как и смс) являются законными только при условии если Вы дали согласие на получение такой рекламы, что прямо предусмотрено статьей 18 Закона "О рекламе" и статьей 15 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных".
Чаще всего такое согласие распространители рекламы получают при оформлении анкеты на выдачу различных карт скидок, бонусных или клубных карт, а также на различных сайтах.
Если пункт о вашем согласии на получение рекламных рассылок напечатан мелким шрифтом, то такое согласие не признается законным.
Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием. Если вы не давали согласия на получение рекламных звонков или отказались от ее получения и не давали согласие на обработку своих персональных данных, то такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования:
- статьи 18 Закона "О рекламе" (за соблюдением которой следит ФАС)
- статьи 15 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных" (за соблюдением которой следит Роскомнадзор).
Способы борьбы с рекламой по телефону
Примерный перечень вопросов, которые надо задать распространителю рекламы с учетом того, что звонящие нарушают не только Закон "О рекламе", но и требования Закона № 152-ФЗ "О персональных данных" (за что статьей 13.11 КоАП предусмотрена ответственность).
Первым делом ставим в известность рекламщика о том, что вы включили запись разговора, далее спрашиваем:
- откуда у него ваш номер телефона;
- какая организация предоставила им информацию о Вас;
- есть ли у звонящего документы с Вашей подписью, подтверждающие что Вы давали согласие на получение рекламы на этот номер;
- наименование, юридический адрес, ИНН, ОГРН организации, в которой работает звонящий, его фамилию, имя, отчество и должность;
- спросите сведения о заказчике рекламы (иногда компании заключают договор с рекламщиками, а сами остаются в стороне – дату, номер договора).
После чего требуем:
- прекратить распространение рекламы на данный номер в связи с тем, что вы просто больше этого не хотите (даже если Ваши персональные данные были получены законно - это прямо предусмотрено статьей 9 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных");
- удалить все Ваши персональные данные из всех баз данных звонящего (статья 20 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных");
- направить Вам письменное подтверждение о том, что все Ваши персональные данные удалены из всех баз данных распространителя рекламы (статья 21 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных").
Полученная информация поможет вам составить обоснованную жалобу в Роскомнадзор и повысит результативность ее рассмотрения.
Обращение с жалобой
Такие звонки незаконны дважды, т.к. нарушают требования: статьи 18 Закона "О рекламе" (за соблюдением которой следит ФАС) и статьи 15 Закона № 152-ФЗ "О персональных данных" (за соблюдением которой следит Роскомнадзор), поэтому Вы вправе обратиться с жалобой в:
- Федеральную антимонопольную службу России, которая осуществляет надзор и контроль соблюдения законодательства о рекламе.
- Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), т.к. именно этот государственный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты персональных данных.
Жалобу можно направить через сайт Роскомнадзора. Если Роскомнадзор установит нарушение, то сможет привлечь виновное лицо по статье 13.11 КоАП за нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных).
Как составить жалобу в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) – ЗДЕСЬ
Подать жалобу в Роскомнадзор – ЗДЕСЬ
Является ли номер телефона персональными данными абонента?
Ответ на этот вопрос дает статья 3 Закона № 152-ФЗ, согласно которому персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу. Следовательно, данные о номере телефона являются персональными, т.к. на основании номера телефона можно определить конкретное физическое лицо.
Данный вывод подтверждает:
- Судебная практика, обосновывая это тем, что под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу, в том числе номер мобильного телефона, если эта информация позволяет идентифицировать личность (Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 29.09.2015 по делу N 33-9241/2015);
- Роскомнадзор, который в своем Письме от 20.01.2017 № 08АП-6054 подчеркнул: принцип идентификации физического лица по фамилии, имени, отчеству из всего массива информации не является единственно возможным критерием отнесения обработанных сведений к персональным данным;
- Минкомсвязи России, который в своем Письме от 07.07.2017 № П11-15054-ОГ разъяснил, что: абонентский номер или адрес электронной почты могут быть признаны персональными данными в случае, когда такая информация относится к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.
По материалам сайта Юридическая и налоговая консультация онлайн